Дополнительная образовательная программа Логоритмика

СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………............4
1.1.3 Основные принципы программы………………………………………….............4
1.1.4 Возрастные особенности детей старшего возраста………………………………5
1.2 Планируемые результаты работы………………………………………………...6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы……………......7
2.2 Программно-методическое обеспечение………………………………………….8
2.3 Содержание психолого-педагогической работы………………………………...9
2.4 Учебный план……………….....................................................................................10
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы реализации программы…………………………………………………..12
3.2 Формы взаимодействия с родителями…………………………………………..12
3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды ………………………………………………………………..12
3.4 Система мониторинга……………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………........16
Приложение

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость
определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы,
происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные
линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в
свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество
образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической
работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы
педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные
характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь
взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в
деятельности в группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую
деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения
своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в
развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не
врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен
овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс
задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого
аппарата,
функциональной
незрелости
речевых
зон
головного
мозга,
несформированности произвольных движений и т. Д. Сами собой дефекты
звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или
иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные
логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта
мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла
необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений
и одним из таких направлений стали кружковые занятия по логоритмике.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую
связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых
органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые
свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со
словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и
коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций
требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности
мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательномоторной, произвольной).
Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи,
музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом
на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера
движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения
координировать пение, речь и движение.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет и
разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному
воспитанию для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы) с
учётом обновления по парциальным программам (программа по музыкальному

воспитанию
детей
дошкольного возраста
«Ладушки» И.М.Каплуновой,
И.А.Новоскольцевой, программ по коррекции речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.,
Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» и «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»
1.1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и
коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
 воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечный аппарат;
 формировать правильную осанку, походку;
 развивать координацию движений и моторных функций.
1.1.3 Основные принципы программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.
Принцип
целостности,
комплексности
педагогических
процессов.
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителемлогопедом и музыкальным руководителем.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над
одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков,
той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука «с»
полностью подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука «з»).
Эта взаимная связь позволяет использовать сохранные звуки для постановки
дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития
(способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога),
таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с
помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные
формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания,
импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.1.4 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие. У детей 5-6 летнего возраста продолжает совершенствоваться
речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить
шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и
в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали. Общение детей выражается в свободном
диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с
помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических)
средств.
Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,
увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В
этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в
высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног;
могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в
движении.
Мелкая
моторика.
К 6 годам совершенствуется
развитие
мелкой моторики пальцев
рук.
Некоторые
дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
Музыкальные способности. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка,
налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые

ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. Дети 56 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве,
ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание
музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой.
Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной
деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они
овладевают и навыками игры на инструментах.
1.2 Планируемые результаты работы:
 Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам.
 Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
 Развитие артикуляционной моторики;
 Развитие
общей
и
мелкой
моторики,
координации
движений,
ориентации в пространстве;
 Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
 Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
 Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности
речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать
дыхание во время пения.
 Активизация всех видов внимания и памяти.
 Воспитание бережного отношения к природе, животным.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы
Программа «Логоритмика» разрабатывалась для организации дополнительного
образования детей по речевому развитию в условиях конкретного ДОУ – МАДОУ №
445.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в течение семи
месяцев, в период с октября по май, два раза в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность занятия в средней группе – 20 минут. Продолжительность
одного занятия в старшей группе - 25 минут. Программа включает в себя 56 занятий.
(Таблица 2).
Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 12
человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами
воспитанников и их родителей.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические
темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой.
Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки.
В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены материалы и оборудование, используемые на занятиях.
Методы реализации образовательной программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются различные методы и приемы:
Таблица 1.
Методы
 Наблюдение;

Наглядные

Приемы

 показ способов действий;

 Демонстрация
наглядных
пособий  показ образца.
(предметов,
картинок,
репродукций,
слайдов, видеозаписей).
Словесные
 Рассказ;
 Беседа.

 вопросы (требующие констатации;
побуждающие
к
мыслительной
деятельности);
 указание;
 пояснение;

 объяснение;
 педагогическая оценка.
Игровые
 Дидактическая игра;

 внезапное появление объектов;

 Воображаемая ситуация (с ролями,  выполнение
педагогом
игровых
игровыми действиями, соответствующим
действий;
игровым оборудованием)
 загадывание и отгадывание загадок;
 введение элементов соревнования;
 создание игровой ситуации.
Практические
 Упражнение
(подражательноисполнительского
характера,
конструктивные, творческие).
 Моделирование
(предметные
предметно-схематические
графические модели).

модели,
модели,

Средства реализации образовательной программы:
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
 естественные и искусственные;
 реальные и виртуальные.
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкальноритмической деятельности детей.
2.2

Программно-методическое обеспечение

Модифицированная программа «Логоритмика»
положениях программ и методических пособий:
по логопедии:

базируется

на

основных

 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы
по преодолению общего недоразвития речи у детей.
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

по музыке:
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»
И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
по логоритмике:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В.
Кузнецовой.
2.3

Содержание психолого-педагогической работы.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
 Музыкально-ритмические упражнения и игры
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер
музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять
движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений,
используя мимику.
 Артикуляционная гимнастика
1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
3. Стимулировать движения нижней челюсти.
4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки –
уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать
его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.
7. Укреплять мышцы шеи.
8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.
9. Развивать мимическую мускулатуру.
 Пальчиковая гимнастика
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
 Фонопедические упражнения
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

 Игра на детских музыкальных инструментах
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая
общую динамику и темп.
 Коммуникативные игры и танцы
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
 Упражнения на релаксацию
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный









Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.
Формирование слухового и зрительного внимания.
Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.
Развитие чувства ритма.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обогащение пассивного и активного словаря.
Коррекция эмоционально-личностной сферы.
Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков





Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Развитие звуковысотности и силы голоса.
Развитие фонематического восприятия.
Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического
напряжения.

III этап – формирование коммуникативных умений и навыков
 Закрепление двигательных умений, ручной моторики.
 Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения
ассоциативно-образного мышления.
 Развитие фонематического восприятия.
 Развитие речевой моторики.
 Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.
 Формирование лексико-грамматических категорий.
 Накопление активного и пассивного словаря.

и

2.4

Учебный план

Таблица 2.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28

Месяц
октябрь

ноябрь

декабрь

январь
февраль
март

апрель

Неделя Название занятия
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4

«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Осень»
«Сундучок осени»
«Человек. Части тела»
«Семья»
«Одежда. Обувь»
«Зима»
«В зимнем лесу»
«Зимние забавы»
«В гостях у снеговика»
«Новый год»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Животные жарких стран»
«Лимпопо»
«Посуда»
«Мебель»
«Весна»
«Весенняя капель»
«Перелетные птицы»
«Луг. Насекомые» «Цветочная полянка»
«Цветы»
«Космическое путешествие»
«Транспорт»
«Профессии»

Календарно – тематическое
Приложение 1, Таблица 3.)

планирование

логоритмических

занятий.

(см.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Структура занятия по логоритмике
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный),
основной и заключительный.
I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть: от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
3.2 Формы взаимодействия с родителями
Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений
является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли с детьми те
знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на кружковых занятиях.
Ежегодно с родителями детей, обучающихся по программе «Логоритмика»,
проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей».
Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития
дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием программы «Логоритмика». В
течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для ознакомления
родителей с динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года
проводится отчетное мероприятие.
3.3 Особенности организации
образовательной среды

предметно-пространственной

развивающей

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и
психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием
специального оборудования и материалов.
 Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук,
набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально ритмических упражнений.
 Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.
 Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки,
дудки, колокольчики, металлофоны.
3.4 Система мониторинга
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и
музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания
детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются
при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади,
справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и
оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу (Таблица 4).

ЛИТЕРАТУРА
 Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
М., 2006.
 Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010.
 Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
 Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб, 2012.
 Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.
 Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет.
- М., 2005.
 Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-6 лет.
- М., 2005.
 Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М., 2004.
 Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для
дошкольников. – Минск, 2009.
 Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы:
пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. –
Волгоград, 2012.
 Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002.
 Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие
для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Авторсоставитель Клезович О.В. –Мн., 2005.
 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
 Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры,
упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013.
 Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003.
 Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой
моторики. – М., 2013.
 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М., 2014.
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы
по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014.
 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М., 2014.
 Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002.
 Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007.

Таблица 4.
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Группа
№
п/п

Дата обследования:____________________
Ф.И. ребенка

Слуховое
внимание
н

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

к

Восприятие и
воспроизведение
ритма
н
к

Ориентирование
в пространстве
н

к

Состояние
общей
моторики
н
к

Состояние
мелкой
моторики
н
к

Уровень
н

к

Приложение
Таблица 3
Календарно – тематическое планирование логоритмических занятий

Задачи

Содержание занятий, источник.
Октябрь
1 – я неделя. Тема: «Игрушки». №1.
1.Развитие артикуляционной
Упражнения «Блинчик», «Горячий блинчик», «Вкусное
моторики.
варенье», «Чашка».
2. Развитие слухового
внимания, чувства ритма.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие связной речи,
обогащение словаря
7. Релаксация
1. Развитие артикуляционной
моторики.
2. Развитие фонематического
слуха, слухового восприятия.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие связной речи,
обогащение словаря

Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш.
Упражнение «Воздушный шарик».
Упражнение «Вот солдатики шагают» - (В.Кныш).
Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки».
Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая?
Какое?» (картотека).
Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…»
(«Колыбельная»).
2 – я неделя. Тема: «Овощи». № 2.
Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается»,
«Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека).
Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш.
Упражнение «Запахи» (картотека).
Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш.
Упражнение «Готовим сок», Упражнение «Мы капусту рубим,
рубим…».
Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш.

7. Релаксация.

Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина.
3 – я неделя. Тема: «Фрукты». № 3.
1. Развитие артикуляционной
Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый
моторики.
язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация
жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу
верхнюю и нижнюю губу, рот открыт).

2. Развитие слухового
внимания.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие лексикограмматических категорий.
7. Релаксация
1. Развитие артикуляционной
моторики.
2. Развитие слухового
восприятия и внимания.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие связной речи,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш.
Игра «Аромат яблок», упражнение «Запахи».
Динамические упражнения «Парад фруктов»», «Ослик в саду».
Упражнение «Компот» (Н.В. Нищева), «Яблоки».
Упражнение «Какой, какая, какое?» - описание фруктов.
Упражнение «Разноцветные сны» (А.Седучик).
4 – я неделя. Тема: «Осень». № 4.
Упражнения: «Вкусное варенье», «Улыбка», «Дождик»,
«Грибок».
Упражнение «Листопад».
Упражнение «Осень».
Упражнение «Дождь пошел», «Лужи».
Пальчиковая гимнастика «Дары осени».

Упражнение «Варенье» - образование относительных
прилагательных.
Упражнение «Осенние сны».
Ноябрь
1 – я неделя. Тема: «Сундучок осени». № 5.

1. Развитие артикуляционной
моторики.
2. Развитие фонематического
слуха, слухового восприятия.
3. Развитие дыхания.

Упражнения «Вкусное варенье», «Блинчик».
Ритмическое упражнение «Ежик и барабан».

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносить звуки
«х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота.
4. Развитие темпа, координации Динамические упражнения «Медвежата», «Яблоки», подвижная
движении в сочетании с речью. игра «Дети и волк», «Танец рябинок» с платочками.
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Орехи», «Мы капусту рубим, рубим».
рук.
6. Развитие связной речи,
Активизация и расширение словаря по темам «Фрукты, овощи,
обогащение словаря.
ягоды».
7. Релаксация.
Упражнение «Зимняя спячка».
2 – я неделя. Тема: «Человек. Части тела». № 6.
1. Развитие артикуляционной Игра «Дразнилки» (с мимической и артикуляционной
моторики.
гимнастикой).
2. Развитие слухового
Упражнение «Веселые ладошки» (на развитие чувства ритма и
внимания и восприятия.
метрического слуха), упражнение «Это ушки, это глазки…»
3. Развитие темпа, координации Упражнение «Части тела» (на координацию речи с движением),
движении в сочетании с речью.
Упражнение «Научим куклу танцевать» (игра на музыкальных
инструментах), Упражнение «Прогулка».
4. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (Е. Синицына).
рук.
5. Развитие связной речи,
Упражнение «Части тела», игра «Умею – не умею».
обогащение словаря.
6. Релаксация.
Упражнение «Наши руки отдыхают…».
3 – я неделя. Тема: «Семья». № 7.
1. Развитие артикуляционной Упражнение «Вкусный обед».
моторики.
2. Развитие слухового
Упражнение «Звонок».
внимания и восприятия, силы
и высоты голоса.
3. Развитие темпа, координации Ритмическая разминка «Дружная семья», Упражнение
движении в сочетании с речью. «Мамины помощники» (на координацию речи с движениями под

4. Развитие мелкой моторики
рук.
5. Развитие связной речи,
обогащение словаря
6. Релаксация.

музыку), Упражнение «Маленький — большой» (на регуляцию
мышечного тонуса).
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Лексическая тема «Семья», Игpa-подражание «Младший брат»
(изменение глаголов по числам).
Т. Гомез «Как прекрасен мир вокруг» (аудио-сборник
«Волшебство природы»).
4 – я неделя. Тема: «Одежда. Обувь». № 8.
1. Развитие артикуляционной Артикуляционная гимнастика «Молния», «Пуговица»,
моторики.
«Воротник».
2. Развитие слухового
Упражнение «Волк танцует» (на развитие слухового внимания),
внимания, чувства ритма.
Упражнение «Одежда, обувь».
3. Развитие дыхания.
Пение «Логопедические распевки» (Н.В. Нищева, Л.Б.
Гавришева) «Платье», «Брюки».
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Обувь» (на развитие воображения,
движении в сочетании с речью. выразительности движений, чувства юмора), Упражнение
«Стирка» (на координацию речи с движениями под музыку),
Подвижная игра «Жадный Мишка».
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Разложил иголки еж…»
рук.
6. Развитие связной речи,
Расширение и активизация словаря по теме «Одежда, обувь»,
обогащение словаря
упражнение «Где одежда?»
7. Релаксация.
Упражнение на расслабление.
Декабрь
1 – я неделя. Тема: «Зима». № 9.
1. Развитие артикуляционной
«Ветер», «Поймай снежинку», «Копаем снег».
моторики.
2. Развитие дыхания.
Упражнение «Снежинки».
3. Развитие дыхания.
Упражнение «Дедушка Мороз».
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Зимняя пляска», Ритмическая разминка «Зимой»,
движении в сочетании с
Подвижная игра «Елочки».
речью,самомассаж лица.
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Новый год».
рук.

6. Развитие связной речи,
Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для
обогащение словаря
описания примет зимы.
7. Релаксация.
Упражнение на релаксацию «Метель», «Вальс» Г. Свиридова.
2 – я неделя. Тема: «Зима. Звери, птицы зимой». № 10.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик»,
моторики.
«Пирожок», Мимическое упражнение «Звери зимой» .
2. Развитие слухового
Упражнение «Снег — метель — вьюга» (для развития слухового
восприятия, чувства ритма.
внимания, чувства темпа); упражнение «Холмик, сугроб, горка»
(на развитие чувства ритма).
3. Развитие дыхания.
Фонопедическое упражнение «Мороз».
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Снегири» (на координацию речи с движениями
движении в сочетании с речью. под музыку, работа над ритмом ).
5. Развитие мелкой моторики Упражнение «Кормушка» (для развития тонких движений
рук.
пальцев рук).
6. Развитие связной речи,
Этюд «Птичья столовая», активизация и расширение словаря
обогащение словаря.
по теме «Птицы».
7. Релаксация.
Упражнение «Мишкин сон».
3 – я неделя: «Зимние забавы». № 11.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Горка», «Покатаем зубки с горки», «Саночки»,
моторики,
«Вкусное мороженое». Упражнение «Найди снеговика» (на
умение различать эмоции и выражать их мимикой).
мимической мускулатуры.
2. Развитие слухового
Упражнение «Попади в цель» (для развития внимания).
внимания, чувства ритма.
3. Развитие дыхания.
Упражнение «Сдуй снежинку», «Погреемся», Фонопедическое
упражнение «Мороз».
4. Развитие темпа, координации Динамическое упражнение «Снеговик», Ритмическая разминка
движении в сочетании с речью. «Во дворе», Упражнение «Елочный хоровод», Упражнение «Ой
зима!» на музыку А. Гусевой.
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Снежок».
рук, пространственной
ориентировки.
6. Развитие связной речи,
Составление рассказа по картинке «Зимние забавы».
обогащение словаря.
7. Релаксация.
Упражнение «Зимний сон».

4 – я неделя: «В гостях у снеговика» № 12.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Горка», «Покатаемся с горки», «Саночки»
моторики.
2. Развитие дыхания.
Дыхательное упражнение «Снежинки»
3. Развитие темпа, координации Ритмическая разминка «На дворе мороз и ветер», Динамическое
движении в сочетании с речью. упражнение «Снеговик», Танец «Снеговики», Пение песни
«Елка-елочка» (муз. Т. Попатенко).
4. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Снежок», подвижная игра «Снежки»
рук.
5. Развитие связной речи,
Упражнение «Игры детей зимой» (подбор глаголов и
обогащение словаря.
составление простых предложений).
6. Релаксация.
Упражнение «Зимняя сказка».
5 – я неделя. Тема: «Новый год». № 13.
1. Развитие слухового
Упражнение «Петрушки» (игра на погремушках в такт
внимания, чувства ритма.
музыке), Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки», Игра
«Ритмическое эхо», Игра «Платок».
2. Развитие дыхания и голоса. Песня «Дед Мороз» (муз. В. Герчик).
3. Развитие темпа, координации Упражнение «Дед Мороз», Новогодний хоровод («Елка-елочка»),
движении в сочетании с речью. Танец кукол, Русская народная игра «Колпачок».
4. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку»
рук.
5. Развитие связной речи,
Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)
обогащение словаря.
Январь
2 – я неделя. Тема: «Домашние животные». № 14.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Пятачок»,
моторики.
«Индюк».
2. Развитие музыкального
слуха.
3. Развитие дыхания и голоса.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики

Дети слушают песню «Два барана» М. Козлова, Упражнение
«Глупый щенок».
Упражнение «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук.
Ритмическая разминка «Домашние животные», Подвижная игра
«Кот и мыши», Динамическое упражнение «Кошка».
Пальчиковая гимнастика «На подворье».

рук.
6. Развитие связной речи,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

Упражнение «Человеческие дети знают всех зверят на свете»
(закрепление в речи названий детенышей животных).
Упражнение «Ночь на подворье».
3 – я неделя. Тема: «Дикие животные». № 15.
1. Развитие артикуляционной и Упражнение: «Чему обрадуются звери?» («Вкусный мед»,
мимической моторики.
«Сочная морковка»: имитация жевательных движений с
закрытым, открытым ртом, «Погрызем орешки» (ритмично
открывать и закрывать рот)) - В. А. Кныш, мимическая
гимнастика «Какой нрав»
2. Развитие дыхания и голоса.

Упражнения: «Воет волк»; «Зайчик»; «Поет ежик», «Поют
лисички»; «Поют мышки».
3. Развитие темпа, координации Упражнение «Медвежонок», Игра «Зайчонок ищет маму»,
движении в сочетании с речью. Динамическое упражнение «Звери».
4. Развитие чувства ритма,
Пальчиковая гимнастика «Где вы были?», Упражнение «Эхо»
мелкой моторики рук.
(на развитие чувства ритма)
5. Развитие логического
Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)
мышления, связной речи,
обогащение словаря.
6. Релаксация.
Упражнение на расслабление «Спячка»
4– я неделя. Тема: «Животные жарких стран». № 16.
1. Развитие артикуляционной
«Кто прячется в джунглях?»
моторики.
упражнения «Тигр», «Зебра», «Кенгуру»; мимическая гимнастка
«Шаловливая обезьянка»
2. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Полет» (на изменение силы голоса)

Фонопедическое упражнение «Самолет»
3. Развитие темпа, координации Ритмическое упражнение «Через джунгли»
движении в сочетании с речью.
Динамическое упражнение «Самолеты летят» (на развитие
двигательных умений и навыков); Упражнение «Обезьянки» (на

координацию речи с движениями под музыку)
4. Развитие чувства ритма,
мелкой моторики рук.
5. Развитие логического
мышления, связной речи,
обогащение словаря.
6. Релаксация.

Коммуникативная игра «Жираф».
Пальчиковая гимнастика «Жираф»
Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)

Релаксация. Расслабляющий массаж лица. Упражнение
«Бегемотики».
Февраль
1 – я неделя. Тема: «Лимпопо». № 17.
1. Развитие артикуляционной «Кто прячется в джунглях?», Упражнения «Тигр», «Зебра»,
моторики.
«Кенгуру»; мимическая гимнастка «Шаловливая обезьянка»
3. Развитие дыхания и голоса. Упражнение «Голоса животных»
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Пальма»; Упражнение «Попугай зеленый Жак…»;
движении в сочетании с речью.
«Здравствуй, солнышко…», Упражнение «Лимпопо»; Игровой
массаж упражнение «У жирафов…».
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «В жарких странах…» (Н.Нищева),
рук.
Игровой массаж с массажными мячиками - упражнение «Мы
делили апельсин».
6. Развитие связной речи,
Активизация словаря по теме «Животные и птицы жарких
обогащение словаря.
стран»
7. Релаксация.
Релаксация. Расслабляющий массаж лица. Упражнение
«Бегемотики».
2 – я неделя. Тема: «Посуда». № 18.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Горячий чай», «Блинчик», «Пирожок»,
моторики.
«Чашечка»; Упражнение «Вкусное угощение» (на развитие
мимических движений)
2. Развитие слухового
Игра «Посуда».
внимания.
3. Развитие звуковысотного
Упражнение «Посуда поет», Дыхательная гимнастика «Чайник»,
слуха, дыхания и голоса.
Пение песни «Веселый чайник».
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движением);
движении в сочетании с речью. Ритмическая разминка «Посуда».

5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие грамматики,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

Упражнение «Угощения»

2. Развитие слухового
внимания и чувства ритма.
3. Развитие дыхания и голоса.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.

Упражнение «Будь внимателен»; Упражнение «Мебель» (на
развитие чувства ритма).
Дыхательная гимнастика «Устала мебель».
Динамическая инсценировка «Мебель»; Упражнение «В нашей
комнате» (на координацию речи с движением); Подвижная игра
со стульями.
Пальчиковые игры «У стола четыре ножки...».

Упражнение «Посуда» (образование слов с уменьшительноласкательными суффиксами), Игра-диалог «Дежурный».
«Мазурка» Ф.Шопен.
3 – я неделя. Тема: «Мебель». № 19.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,
моторики.
«Лопатка», «Сосулька», «Качели».

5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие грамматики,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

1. Развитие артикуляционной
моторики.
2. Развитие слухового
внимания.
3. Развитие дыхания и голоса.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики
рук.

Игра «Один – много», активизация и расширение словаря по
теме «Мебель».
«Восход у воды» (аудиосборник «Романтические звуки
природы»).
Март
1 – я неделя. Тема: «Весна». № 20.
Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек».

Упражнение «Звуки весны».
Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш.
Упражнение «Дятел»; упражнение «Дождик»; Упражнение
«Весна идет»; Игра - диалог «Весенние подарки».
Пальчиковая гимнастика «Капель».

6. Развитие связной речи,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

Составление описательного рассказа о весне с использованием
мнемотаблиц.
«Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник
«Волшебство природы»).
2 – я неделя. Тема: «Весенний ветерок». № 21.
1. Развитие артикуляционной Дыхательное упражнение «Ветер, ветер…», Мимическая
моторики.
гимнастика «Звери лесные».
2. Развитие дыхания, силы и
Упражнение «Птичка».
высоты голоса.
4. Развитие темпа, координации Ходьба по кругу (марш), Упражнение «Лошадка» «По песочку,
движении в сочетании с речью. по болоту», Игра «Солнышко и дождик», Упражнение «Дождик»,
«Ветер и ветерок».
5. Развитие мелкой моторики Упражнение «Покормим птичку».
рук.
6. Развитие связной речи,
Активизация и расширение словаря по теме «Весна».
обогащение словаря.
7. Релаксация.
«Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник
«Волшебство природы»).
3 – я неделя. Тема: «Перелетные птицы». № 22.
1. Развитие артикуляционной Упражнение «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке»,
моторики.
«Червячок», «Почистим клювик».
2. Развитие слухового
Упражнение «Птички, отзовитесь», Игра «Летел лебедь».
внимания.
3. Развитие дыхания, силы
Игра «Лесной переполох».
голоса.
4. Развитие темпа, координации Подвижная игра «Аист и лягушки», Упражнение «Коршун в
движении в сочетании с речью. небе», Упражнение «Дружно птицы прилетели», Упражнение
«Подвижные птицы».
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Птички».
рук.
6. Развитие связной речи,
Расширение и активизация словаря по теме «Перелетные
обогащение словаря.
птицы».
7. Релаксация.
Упражнение «Голоса птиц».
4 – я неделя. Тема: «Луг. Насекомые». № 23.
1. Развитие артикуляционной Игра «Муравейник», Игра «Бабочка».

моторики.
и мимической мускулатуры.
2. Развитие слухового
внимания.
3. Развитие дыхания и голоса.
4. Развитие темпа, ритма и
координации речи и движений.
5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие связной речи,
обогащение словаря.
7. Релаксация.

Аудиозапись «Лягушки и насекомые» (сборник «В мире
животных»).
Фонопедическое упражнение «Насекомые».
Ритмическая разминка «На лугу», Подвижная игра- диалог «На
лужке»
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Активизация словаря по теме «Насекомые», игра «Один –
много».
Упражнение «Покой» (аудиосборник для релаксации
«Сверкающая пора весны»).
Апрель
1– я неделя. Тема: «Цветы». № 24.
Мимическая гимнастика «Роза».

1. Развитие мимической
моторики.
2. Развитие звуковысотного
слуха, дыхания и голоса.
4. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.

Дыхательная гимнастика «Запахи цветов», пение песни «Какого
цвета луг?» слова Л. Куклина, музыка С. Галкиной.
Ритмическая разминка «Путешествие», Упражнение «Маки» (на
координацию речи с движениями под музыку), Игра на
музыкальных инструментах «Ландыш», Упражнение
«Одуванчик» (на регуляцию мышечного тонуса), Подвижная
игра «Цветы и пчела».
Пальчиковая гимнастика «Тюльпанчик».

5. Развитие мелкой моторики
рук.
6. Развитие связной речи,
Активизация и расширение словаря по теме «Цветы», игра
грамматики, обогащение
«Назови ласково», «Какой букет?»
словаря.
7. Релаксация.
«Цветочный сон».
2 – я неделя. Тема: «Космическое путешествие». № 25.
1. Развитие артикуляционной Упражнения «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик»,
моторики.
«Часики», «Качели».
2. Развитие фонематического Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и

восприятия.
3. Развитие звуковысотного
слуха, дыхания и голоса.

разными согласными звуками (та-ка-па).
Упражнения «Падающие звезды» (пропевание гласных с
изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху
вниз).
4. Развитие темпа, координации Упражнение «Полет».
движении в сочетании с речью.
5. Развитие мелкой моторики Упражнение с массажными колечками Су-джок.
рук.
6. Развитие связной речи,
Беседа о Космосе. Игра «Доскажи словечко».
грамматики, обогащение
словаря.
7. Релаксация.
Упражнение на расслабление «Невесомость», звучит музыка
группы «Спейс».
3 – я неделя. Тема: «Транспорт». № 26.
1. Развитие артикуляционной Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт».
моторики
и дыхания.
2. Развитие слухового
внимания.
3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Светофор» (на активизацию внимания).

Фонопедическое упражнение «Транспорт», Пение песни
«Трамвай» (слова М. Иорданского, музыка О. Высотской).
4. Развитие темпа, ритма,
Динамическое упражнение «Путешествие», Упражнение
координации речи и движений. «Теплоход» (на координацию речи с движениями под музыку),
Игра «Будь внимательным!»
5. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастка «Машины».
рук.
6. Развитие связной речи,
Активизация и расширение словаря по теме «Транспорт».
обогащение словаря
7. Релаксация.
Аудиозапись «Белые кораблики» В. Шаинского.
4 – я неделя. Итоговое занятие. № 27.
1. Развитие артикуляционной
моторики.
2. Развитие слухового

Тема: «Профессии».
Упражнения «Экскаватор» (ковш), «Молоток» (т-т-т…),
«Маляр», «Лопата».
Упражнение «Мы — музыканты» (игра на детских

внимания.
3. Развитие темпа, координации
движении в сочетании с речью.
4. Развитие мелкой моторики
рук.
5. Развитие связной речи,
обогащение словаря
6. Релаксация.

музыкальных инструментах).
Двигательное упражнение «Профессии», упражнение «Стройка»,
«Маляры», «Крановщик», Упражнение «Зверобика».
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…», «Компот».
Игра «Четвертый лишний», игра с мячом «Кому что?», игра
«Музыканты».
Звучит мелодия «Альпийский водопад» (аудиосборник «Романтические звуки природы»).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».