1
СОДЕРЖАНИЕ
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
1.2
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
3
1.3
Принципы и подходы реализации Программы
5
1.4.
Значимые характеристики детей
6
1.5
1.6.
2
Планируемые результаты освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
7
2.1.
Задачи и содержание образования по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная
деятельность»
2.2.1 От 3-4 лет ………………………………………………
2.2.2. От 4-5 лет ……………………………………………….
Вариативные формы, способы, методы и средства
реализации Федеральной программы.
Особенности используемых в работе парциальных программ.
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Здоровьесберегающие технологии
Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Особенности взаимодействия с педагогическим коллективом ДО
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия реализации Федеральной
программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Материально - техническое обеспечение Федеральной
программы, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания
Требования и показатели организации образ. процесса
Расписание музыкальных занятий
12
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4
9
16
18
20
22
24
25
26
29
30
31
32
33
34
Приложения к Программе
№1
№2
№3
№4
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2024 – 2025
учебный год
План работы с воспитателями на 2024 – 2025 учебный год
Перспективное планирование (младшая и средняя группы)
План проведения праздников и развлечений на 2024- 2025
учебный год.
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа музыкального руководителя разработана в
соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов,
требований к организации и содержанию различных видов музыкальной
деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста:3-4
года(младшая группа) и 4-5 лет (средняя группа).
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех
видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий
музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных
сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является
вариативным компонентом программы, и может изменяться, дополняться, в
связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и
индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня,
локальным актами МАДОУ, регулирующими его деятельность:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г.№ 371-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013№ 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п.
6 ст. 28;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и
ответственность педагогических работников»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный № 30384), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21
января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №
1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
3
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования МАДОУ детского сада № 445.
Срок реализации Программы 1 год.
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
1.2. Цели и задачи реализации Программы ФОП ДО п.14.-14.1
Цель: Главная цель российского образования была сформулирована в
майском Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах
развития РФ на период до 2024 года.
«Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа исторических и национально—культурных
традиций.
Задачи: ФОП ДО п.14.
Обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов
освоения результатов освоения образовательной программы ДО.
Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа=-жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм.
Построение содержания образовательной работы на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Создание условий для равного досуга к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и
основ патриотизма, интеллектуальных и художественно- творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности.
Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания , обучения и развития, охраны
и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
4
Также программа направлена на решение задач с учетом специфики
региональных и социокультурных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с дошкольниками:
1. Приобщать дошкольников к культурному и музыкальному наследию
своего края: образцам народного фольклора, народным художественным
промыслам, культурным музыкальным традициям.
2. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность регионального
содержания.
3. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
ближайшего окружающего мира посредством музыкального искусства.
4. Воспитывать уважение к своему дому, малой Родине.
1. 3. Принципы формирования Программы:
РП построена на следующих принципах Федеральной программы ДО,
установленных ФГОС ДО:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского
развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
Содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество ДОО с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.4. Значимые характеристики детей
Характеристика особенностей музыкального развития детей 2
младшей группы (3-4 лет)
В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки,
характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький
ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он
5
начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные
моменты, затем дифференцирует части произведения.
На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное
восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к
персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при исполнении
веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной.
Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры.
Совершенствуются музыкально-сенсорные способности, которые
проявляются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских
музыкальных инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и
восьмые).
Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает
своё становление.
Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие. У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание
в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно
передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем
появляется протяжность звучания. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое,
поверхностное. Поэтому репертуар отличается доступностью текста и мелодии.
Проводится работа над правильным произношением слов. Малыши осваивают
простейший ритмический рисунок мелодии.
Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого
возраста (ре1 - ля1).
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс
обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы
детей.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых
приёмов и доступного материала.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической
деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных
игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить
музыку.
Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют
метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание
музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену
динамики.
Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях
используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более
самостоятельны в свободной пляске.
Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских
музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных
звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Характеристика особенностей музыкального развития детей средней группы
(4-5 лет)
На пятом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной
6
деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на
музыкальных инструментах и творчество.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые
проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и
выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.
Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в
музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с
музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в
музыке, различают контрастный характер музыки.
В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто
направлены на содержание музыкального произведения.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может
сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить музыку:
веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе
две части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют
мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть
песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение
звучит негромко и еще не слаженно. Наиболее удобный певческий диапазон
голоса — ре1- си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя
и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.
Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют
их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане,
металлофоне.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры
дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО, п. 15. ФОП), которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
(являются общими для всего образовательного пространства Российской
Федерации).
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые
результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на
разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры «к одному
году», «к трем годам» и так далее имеют условный характер, что предполагает
широкий возрастной диапазон для достижения ребёнком планируемых
результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и
индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве,
особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок
7
может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах
возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных
ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной
программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как
трудности ребёнка в освоении образовательной программы ДОО и не
подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам): ФОП ДО п.15.2
Ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте.
К четырем годам: ФОП ДО п.15.3
Ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные
ритмы, передает их в движении.
К пяти годам:
Ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные
средства.
Ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно- досуговой
деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой
деятельности).
К шести годам:
Ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности.
Ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно- досуговых
мероприятий.
На этапе завершения освоения ФОП ДО (к концу дошкольного возраста):
ФОП ДО п.15.4
Ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности.
Ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными
знаниями об искусстве.
8
Ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует
различные технические приемы в свободной художественной деятельности.
Ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям,
художественных проектах.
Планируемые результаты освоения программы воспитанниками с ОВЗ.
Для данной категории воспитанников основной задачей является реализации
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением
синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим
недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности.
1.6. Оценка результатов освоения Программы ФОП ДО п.16
Целевые ориентиры художественно-эстетического развития детей.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
построения образовательной политики на соответствующих уровнях с
учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации;
решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной
деятельности, взаимодействия с семьями;
изучения характеристик образования детей 3-7 лет;
Дети 3-4 лет
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые
песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы); замечать изменения
в звучании (тихо - громко);
петь, не отставая и не опережая друг друга;
выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки,
листочки, платочки и т. п.);
различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон,
барабан и др.).
Дети 4-5 лет
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
узнавать песни по мелодии.
различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и
заканчивать пение.
9
выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно
меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками).
инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на
металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Приобщение к музыкальному искусству:
определяет общее настроение и жанр музыкального произведения
(песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной
выразительности (темп, динамику, тембр);
может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в
самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций
на инструментах, в движении и пении.
В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной
оценки
соответствия,
установленным
требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Однако музыкальный руководитель в ходе своей работы должен
выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и
воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных
способностей.
Для
этого
проводится
диагностирование.
Оно
осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых
музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень
двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки,
чувства ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не
нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях
- на музыкальных занятиях.
В рамках программы диагностика проводится по четырем основным
параметрам: движение, чувства ритма, слушание музыки, пение.
Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей
дошкольного возраста.
Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно
с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не
должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует
делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной
группы в другую и усложняются.
Индивидуальные данные служат основой для создания портрета
группы на каждом из этапов её развития, который позволяет
10
музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей
собственной работе и провести соответствующую её коррекцию.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику
детей и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной
деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики —
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
(«Методика проведения диагностического задания »).
Результаты
педагогической
диагностики
используются
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных
группах 2 раза в год: в начале года и в конце.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения
каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по
образовательным областям:
1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
2 балла – ребенок выполняет самостоятельно и частично с помощью
взрослого все параметры оценки:
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Наличие математической обработки результатов педагогической
диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно
оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной
организации.
Параметры оценки освоения программы образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»:
Младшая группа 3-4 года
1. Дети принимают участие в играх, плясках, ритмично двигаться.
2. Дети принимают активное участие в подпевании песен.
3. Умеют ритмично хлопать в ладоши, принимают участие в играх.
4. Узнают некоторые музыкальные инструменты, могут ритмично играть
на них.
Средняя группа: 4-5 лет
Дети двигаются ритмично, чувствуют смену частей музыки, выполняют
11
движения эмоционально.
Правильно и ритмично прохлопывают несложные ритмические рисунки,
эмоционально принимают участия в играх.
Дети эмоционально воспринимают музыку (выражают свое отношение
словами), проявляют стремление передать в движении характер
музыкального произведения, различают двухчастную форму музыки,
отображают свое отношение к музыке в рисунке.
Результатом реализации рабочей программы следует считать:
Сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
Восприимчивость и передача в пении, движении основных средств
выразительности музыкальных произведений;
Сформированность двигательных навыков и качеств (координация,
ловкость и точность движений, пластичность);
Умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные
импровизации;
Умение внимательно слушать музыку, определять настроение
произведения, выделять основные средства музыкальной выразительности;
темп, тембр, динамику;
Проявление активности, самостоятельности и творчества в разных
видах музыкальной деятельности;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательной
области
«Художественно=эстетическое
развитие.
Музыкальная деятельность» ФОП ДО п.21
Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО,
решаются на основе принципа интеграции через все образовательные области.
Интеграция задач музыкального образования (обучения и воспитания)
с другими образовательными областями
Образовательная
Программные задачи
область
12
1. Формировать представления о музыкальном искусстве.
Социальнокоммуникативное 2. Формировать позитивные установки к различным видам творчества.
3. Способствовать самостоятельности, целенаправленности и
развитие
саморегуляции собственных
действий в процессе музыкальной деятельности.
4. Приобщать к моральным и нравственным ценностям посредством
музыкального искусства.
5. Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в
процессе музыкальной деятельности
1. Формировать целостную картину мира средствами музыки.
Познавательное
2. Формировать первичные представления о звучании, ритме, темпе.
развитие
3. Формировать знания об отечественных традициях и праздниках.
4. Развивать воображение и творческую активность в музыкальных
видах деятельности.
5. Развивать интерес и познавательную мотивацию к музыкальному
искусству.
Речевое развитие 1. Обогащать словарь музыкальными терминами.
2. Развивать речь как средство общения и культуры в процессе обсуждения
музыкальных произведений.
3. Развивать звуковую и интонационную культуру речи
Художественно- 1. Формировать элементарные представления о музыкальных жанрах.
2. Способствовать становлению эстетического восприятия к окружающему
эстетическое
миру.
развитие
3. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
музыкальных произведений.
4. Развивать самостоятельную творческую деятельность.
5. Развивать детское музыкальное творчество.
1. Формировать опыт в двигательной деятельности.
Физическое
2. Содействовать становлению целенаправленности и саморегуляции в
развитие
двигательной сфере.
3. Способствовать освоению основных движений (ходьбы, бега, прыжков,
поворотов в обе стороны).
4. Развивать гибкость, равновесие, координацию движений, крупную и
мелкую моторику обеих рук.
5.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Это предполагает создание музыкальным руководителем в ДОО новой модели
своей профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФГОС
ДО и ФОП ДО.
Младшая группа (3-4 года)
В области художественно-эстетического развития основными задачами и
содержанием образовательной деятельности являются
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
- знакомить детей с тремя жанрами музыкальных произведений: песней, танцем,
маршем;
- формировать у детей умение узнавать знакомые песни, пьесы;
13
- чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на
нее
реагировать;
- выражать свое настроение в движении под музыку;
- учить детей петь простые народные песни, попевки, прибаутки, передавая их
настроение
и характер;
- поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми,
природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального
звука:
высоты, длительности, динамики, тембра;
Слушание: педагог учит детей слушать музыкальное произведение до конца,
понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в
произведении;
выражать свои впечатления после прослушивания словом, мимикой, жестом.
Развивает у детей способность различать звуки по высоте в пределах октавы септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствует у детей умение различать звучание музыкальных игрушек,
детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка,
погремушка, барабан, бубен, металлофон и другие).
Пение: педагог способствует развитию у детей певческих навыков: петь без
напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно
произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково,
напевно).
Песенное творчество: педагог учит детей допевать мелодии колыбельных песен
на слог "баю-баю" и веселых мелодий на слог "ля- ля". Способствует у детей
формированию навыка сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения:
- педагог учит детей двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и
силой её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и её
окончание. Совершенствует у детей навыки основных движений (ходьба и бег).
Учит детей маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в
умеренном и быстром темпе под музыку. Педагог улучшает качество исполнения
танцевальных движений:
притопывания попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивает у детей
умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку
ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с
предметами, игрушками и без них. Педагог способствует у детей развитию
навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит
петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и так далее;
- педагог активизирует танцевально-игровое творчество детей; поддерживает у
детей самостоятельность в выполнение танцевальных движений под плясовые
14
мелодии; учит детей точности выполнения движений, передающих характер
изображаемых животных;
- педагог поощряет детей в использовании песен, музыкально-ритмических
движений, музыкальных игр в повседневной жизни и различных видах досуговой
деятельности (праздниках, развлечениях и других видах досуговой
деятельности);
Игра на детских музыкальных инструментах:
- Педагог знакомит детей с некоторыми детскими музыкальными
инструментами:
дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а
также их звучанием. Учит детей подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах.
Формирует умение у детей сравнивать разные по звучанию детские музыкальные
инструменты (предметы) в процессе манипулирования, звукоизвлечения.
- Поощряет детей в самостоятельном экспериментировании со звуками в разных
видах деятельности, исследовании качества музыкального звука: высоты,
длительности, тембра.
Средняя группа (4-5 лет)
В области художественно-эстетического развития основными задачами и
содержанием образовательной деятельности являются
- продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать
эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
- обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать дальнейшему
развитию основ музыкальной культуры;
- воспитывать слушательскую культуру детей;
- развивать музыкальность детей;
- воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке; продолжать
формировать умение у детей различать средства - выразительности в музыке,
различать звуки по высоте;
- поддерживать у детей интерес к пению;
- способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания
музыкальных двигательных образов в играх, драматизациях, инсценировании;
- способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных
инструментах;
- поощрять желание детей самостоятельно заниматься музыкальной
деятельностью;
Слушание:
Педагог формирует навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
дослушивать произведение до конца). Педагог знакомит детей с биографиями и
творчеством русских и зарубежных композиторов, о истории создания оркестра,
о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Учит детей
чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать
свои впечатления о прослушанном. Учит детей замечать выразительные средства
музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро.
15
Развивает у детей способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в
пределах сексты, септимы). Педагог учит детей выражать полученные
впечатления с помощью слова, движения, пантомимы.
Пение:
Педагог учит детей выразительному пению, формирует умение петь протяжно,
подвижно, согласованно (в пределах ре ‒ си первой октавы). Развивает у детей
умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Формирует у
детей умение петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить
слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учит детей петь с
инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).
Песенное творчество:
Педагог учит детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и
отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь,
кошечка?», «Где ты?»). Формирует у детей умение импровизировать мелодии на
заданный текст.
Музыкально-ритмические движения:
Педагог продолжает формировать у детей навык ритмичного движения в
соответствии с характером музыки. Учит детей самостоятельно менять движения
в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствует
танцевальные движения детей: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в
парах. Учит детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу
на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие
перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжает
совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба:
«торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества:
- педагог способствует у детей развитию эмоционально-образного исполнения
музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и
сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк и так далее); учит детей инсценированию песен и
постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- педагог формирует у детей умение подыгрывать простейшие мелодии на
деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;
- способствует реализации музыкальных способностей ребёнка в повседневной
жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и
другое).
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Федеральной программы. ФОП ДО п.23
ДО может быть получено в ДОО, а также вне ее ‒ в форме семейного
образования. Форма получения ДО определяется родителями (законными
16
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы
получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая
образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей.
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации
Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями
СанПиН 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы
педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и
обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой
их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют
сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка
результативности форм, методов, средств образовательной деятельности
применительно к конкретной возрастной группе детей.
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации
Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и
возрастными особенностями детей:
В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет):
музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы
зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их
индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных
интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет
признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном
процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Федеральной программы педагог
учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и
культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным
видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной
деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов
деятельности.
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств
реализации Федеральной программы, адекватных образовательным
17
потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при
решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Основной образовательной
программы ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и ориентирована на выбор тех парциальных программ, которые
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогов и сложившийся традиции дошкольного учреждения.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех
видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий
музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных
сборников, которые перечислены в списке литературы.
Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться,
дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации
коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных
категорий детей.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной
деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческоигровой.
Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное
сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость
и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
2.3. Особенности используемых в работе парциальных программ.
Парциальная программа «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой
представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с
дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на
принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы
доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа
«Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию
музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию
личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно
разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять
комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от
восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами,
и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ,
а также возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с
ФГОС.
18
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному
воспитанию для детей от 3-7 лет.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребёнка в мир музыки с радостью и
улыбкой.
Задачи программы «Ладушки»
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и
представлений.
2. Заложить основы гармонического развития:
развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий
мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать
представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в
природе.
развитие внимания.
развитие чувства ритма.
развитие индивидуальных музыкальных способностей
3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой
музыкальной культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах).
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое
расслабление воспитанника.
Методические принципы построения программы «Ладушки»:
1. Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
2. Учет возрастных особенностей воспитанников.
3. Гендерный подход к используемому репертуару.
4. Последовательное усложнение поставленных задач.
5. Принцип преемственности.
6. Принцип положительной оценки.
7. Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
8. Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Формы проведения занятий по программе «Ладушки»:
Традиционное
Комплексное
Интегрированное
Доминантное
Структура музыкального занятия программе «Ладушки»: (структура занятий
может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
музыкально – ритмические движения
развитие чувства ритма, музицирование
пальчиковая гимнастика
слушание, импровизация
19
распевание, пение
пляски, хороводы
игры.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик ФОП ДО п.24
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы
ДО.
К основным формам организации музыкально-художественной деятельности
дошкольников в ДО относятся:
Организованная образовательная деятельность:
типовые (включает в себя все виды музыкальной деятельности детей:
восприятие, исполнительство и творчество и подразумевает последовательное их
чередование).
тематические (отличается наличием интеграции, содержанием разных
образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных
видов искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы,
какого – либо явления, образа).
доминантная (это занятие с одним преобладающим видом музыкальной
деятельности. направленное на развитие какой-либо одной музыкальной
способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В
этом случае, оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но
при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование
доминирующей способности у ребенка).
индивидуальная (проводится отдельно с ребенком. Для детей старшего
дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития
музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства;
индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и
развитии).
Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя,
воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм:
- совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком,
он выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;
- совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог ‒
равноправные партнеры;
- совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на
правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования
до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его
заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но
20
выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым,
актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
- самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без
всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей
(сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами,
музыкальные и др.).
Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребенка, его
субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания
деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми,
инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности). Эту
информацию педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью
детей в ходе проведения педагогической диагностики. На основе полученных
результатов организуются разные виды деятельности, соответствующие возрасту
детей. В процессе их организации педагог создает условия для свободного
выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной
деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,
поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, устанавливает правила
взаимодействия детей. Педагог использует образовательный потенциал каждого
вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей.
Семейные праздники (это объединение семей воспитанников единым
праздничным событием во взаимодействии со специалистами дошкольной
организации для полноценного проживания детьми дошкольного детства);
Развлечения (– форма занятия в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее
детям удовольствие);
События (отклик ДОО на события, праздники, происходящие в стране, в мире, в
родном городе);
Досуги (время, не занятое ООД, средство разностороннего развития личности
детей, занятия по увлечению);
Игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры,
музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей.
Способы музыкального развития:
Пение;
Слушание музыки;
Музыкально-ритмические движения;
Музыкально-дидактические игры и игры с использованием ИКТ;
Игра на музыкальных инструментах.
Методы музыкального развития:
Наглядный:
Наглядно-зрительный - показ движений
Наглядно-слуховой - слушание музыки
Словесный:
объяснение
21
пояснение
указание
беседа
поэтическое слово
вопросы
убеждение
замечания
Игровой:
музыкальные игры
игры-сказки
Практический:
показ исполнительских приемов,
упражнения (воспроизводящие и творческие)
разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий
Метод проектов:
Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей,
навыков сотрудничества и др. Выполняя совместные проекты, дети получают
представления о своих возможностях, умениях, потребностях.
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает
возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого
метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует
возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения
целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные
средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для
реализации Федеральной программы.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы. ФОП ДО п.25
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную
самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и
предпочтениях. Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить,
рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на
собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие
22
эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность в себе, чувство
защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в
ДОО и вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например:
самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
игры – импровизации и музыкальные игры;
самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие
условия:
- уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять
желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные
пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
- организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка
в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе
способов деятельности;
- расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями
развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить
самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют
активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
- поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания
ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
- создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать
игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку
готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность
до результата;
- поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности,
обращать внимание на важность стремление к качественному результату,
подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату,
как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы
проверить качество своего результата;
- внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в
случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее
дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой
ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то
23
целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов,
активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через
использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Критерий правильности действий педагога
Проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской
деятельности, проявление активной жизненной позиции, умении творчески
подходить к решению различных жизненных ситуаций.
2.6. Здоровьесберегающие технологии, применяемые музыкальным
руководителем.
Для решения приоритетной задачи современного ДО - задачи создания
оптимальных условий психологического комфорта, эмоционального
благополучия, сохранения и поддержания здоровья детей, предусмотрено
использование здоровьесберегающих технологий, таких как:
Логоритмика;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Самомассаж;
Артикуляционная гимнастика;
Музыкотерапия
Принципы, используемые музыкальным руководителем в своей работе,
способствующей здоровьесбережению детей.
1. Четкое соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению
занятий; проветренное помещение, оптимальная температура и освещенность.
2. Эстетика дидактического материала и содержательность.
3. Обязательное включение динамических пауз в занятие, в соответствии с темой
занятия.
4. Эмоциональная насыщенность занятия, выразительность музыкального
руководителя, его речи, мимики.
5. Доброжелательная атмосфера.
6. Опора на интерес детей.
7. Создание ситуации успешности, поддержки в детях радостного,
положительного настроя.
2.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ.
Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению
24
эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные
условия для формирования личности каждого ребенка.
Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм
педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном
возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о
человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство
любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так
как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование
ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к
окружающему миру и сверстникам.
В ДО в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные
традиционные мероприятия, праздники, события.
Праздники в детском саду при их грамотном проведении могут стать
эффективным инструментом развития и воспитания детей.
Первое условие — разнообразие форматов.
Для успешности мероприятия важно правильно выбрать формат в зависимости от
смысла праздника, образовательных задач, возраста детей и пр. Существует
большое разнообразие форматов праздников или мероприятий, связанных со
знаменательными событиями:
Концерт
Квест
Проект
Образовательное событие
Соревнования
Выставка (перфоманс)
Спектакль
Викторина
Фестиваль
Ярмарка
Чаепитие и т.д.
Второе условие — участие родителей.
Вторым обязательным элементом является непосредственное участие родителей:
дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги устраивают конкурсы
для родителей, просят подготовить детско-родительские выступления, родители
участвуют в детских заданиях на импровизацию (то есть не отрепетированных
заранее) и т.д.
Третье условие — поддержка детской инициативы.
Третье условие самое важное и значимое для детей – создание и
конструирование праздника самими детьми. Для этого необходимо, чтобы
основная инициатива исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя
планировали и придумывали праздник — что там будет, во что наряжаться, кто
будет выступать, как сделать костюмы и декорации (если нужно), кого
25
пригласить, делать ли пригласительные билеты и т.д. При этом взрослый,
участвуя в придумывании праздника вместе с детьми, не должен брать на себя
руководящую роль — надо дать возможность детям проявить инициативу и
помочь им реализовать задуманное.
Но при этом такие праздники как Новый год и День победы, должны быть, на
наш взгляд, организованы в основном взрослыми. Первый, потому что Новый год
— это волшебство, это радость, это подарки, это Дед Мороз и Снегурочка. А
второй — потому что дети пока не могут до конца понять и прочувствовать этот
праздник.
На основе традиционных событий, праздников, мероприятий построен
перспективный план воспитательно-образовательной работы по музыкальному
развитию на 2024 - 2025 учебный год. (Приложение №1)
2.8. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями
воспитанников. ФОП ДО п.26
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных
задач:
1. информирование родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о
мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2. просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
3. способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4. построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
должно придерживаться следующих принципов:
26
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся
не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но
именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому
из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный
доступ в ДОО; между педагогическими работниками и родителями необходим
обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный
настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными
представителями); важно этично и разумно использовать полученную
информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах
детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания,
потребности родителей в отношении образования ребенка, отношение к педагогу
и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей в
совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с
родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями
развития детей.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации
некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и
образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив
родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов
ДОО совместно с семьёй.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых
и/или индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, беседы.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых
дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание
памяток.
3. Знакомить родителей с возможностями ДО, а также близлежащих учреждений
дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей
27
4. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на
психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного
воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников,
концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка,
детско-родительских отношений.
5. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в ДО, способствующим возникновению
ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные
праздники, концерты, занятия в театральной и танцевальной студиях).
Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и
композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
6. Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных
коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и
культуры.
7.Образование родителей: организация «Музыкальной шкатулки для родителей»
(статьи на сайте детского сада, информация на стенде)
8.Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь
в подборе актуальной информации, вовлечение родителей в продуктивное
времяпровождение с детьми в домашних условиях (рекомендации музыкального
руководителя в группе ДОУ в социальных сетях).
9. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров
музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр,
музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного
театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
10.Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными
представителями) воспитанников планируется по перспективно-календарному
плану (Приложение 2)
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит
педагогическим работникам ДОО устанавливать доверительные и партнерские
отношения с родителями (законными представителями), эффективно
осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели
взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста.
Особенности взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДО.
Качество реализации общеобразовательной программы в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»
зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры
педагогов, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего
времени их пребывания в ДО.
Направления взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДОУ:
1. Ознакомление педагогов с теоретическими вопросами музыкального
образования детей;
28
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию
детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Взаимодействие в изготовлении праздничного оформления, декораций,
костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к
праздникам;
5. Взаимодействие в организации музыкальной развивающей предметнопространственной среды ДО;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач
музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДО;
8. Взаимодействие с методистом ДО, инструктором по физической культуре,
психологом.
2.9.Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДОУ:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются
вопросы индивидуальной работы с детьми; музыкально-воспитательная работа в
группах; используемый на занятиях музыкальный репертуар; вопросы
организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды ДО;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание
музыкального репертуара, освоение и развитие музыкально-исполнительских
умений педагогов;
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и
обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в
решении задач музыкального развития детей;
4. Организация смотров-конкурсов, проектов музыкально-развивающей среды в
ДО, в отдельно взятой группе;
5. Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме ценностного
воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; мастер –
классы;
6. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДО;
7. Тематические круглые столы;
8. Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере
решения общих задач;
9. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДО, в
группах;
10. Предоставление доступа в закрытые группы социальных сетей для
дублирования информации по музыкальному воспитанию детей для
продуктивного взаимодействия родителей с детьми в домашних условиях;
11. Совместное обсуждение результатов педагогической диагностики и
индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в
повседневной жизнедеятельности;
12. Взаимные консультации по использованию музыкального материала в
образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и
развития.
29
13. Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива
планируется по перспективно-календарному плану (Приложение 3).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.
Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями:
признание детства как уникального периода в становлении человека,
понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление
уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка
уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого
воспитанника;
решение образовательных задач с использованием как новых форм
организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная
ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах
активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции
образовательных областей и др.), так и традиционных (фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как
дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность,
направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически
обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогом;
обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального
общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих
этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация
на стратегический приоритет непрерывного образования ‒ формирование умения
учиться);
учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным
особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого
возрастного периода, социальной ситуации развития);
создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на
свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
30
индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение
его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей,
основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления
запросов родительского и профессионального сообщества;
психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка,
консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения,
воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи
обучающихся;
формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов,
психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)
обучающихся;
непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в
ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно
запросам родительского и профессионального сообществ;
взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования,
культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными
субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов
взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и
семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой
деятельности;
использование широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее
социализации.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в
музыкальном зале ДО в контексте ФГОС.
Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС
и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В
соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при
условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной
специфики для реализации образовательной программы.
РППС ДОО создается как единое пространство, все компоненты которого, как в
помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу,
художественному решению.
РППС – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие
детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне
развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка
деятельности.
С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в
различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
требованиям ФГОС ДО;
31
образовательной программе ДОО;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
ДОО;
возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности
и надежности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности
образовательного процесса и включать необходимое для реализации содержания
каждого из направлений развития и образования детей согласно ФГОС ДО.
РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов
индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в
соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и
укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
3.3. Материально-техническое обеспечение Федеральной программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1. Возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Федеральной программы;
2. Выполнение ДОО требований санитарно-эпидемиологических правил и
гигиенических нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН
2.3/2.4.3590- 20, СанПиН 1.2.3685-21;
3. Выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности;
4. Выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране
труда работников ДОО.
Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и
пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой (музыкальным
центром), фортепиано, современным нотным материалом, аудиокассетами, СDдисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими
музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и
костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый
систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал
для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Учебно – методический комплект
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до
школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А.
Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022г.
2. ФГОС М.Б.Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду»
Мозаика-Синтез Москва, 2015.
3. 2. Ладушки. И. Каплунова, И. Новоскольцева, Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. 2015
4. ФГОС «Топ-топ-топотушки» Музыкально-художественное развитие
32
детей дошкольного возраста Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015.
5. ФГОС «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности
старших дошкольников» Издательство «Учитель» Волгоград,2012
6. ФГОС «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры»
Издательство «Учитель» Волгоград, 2016.
7. ФГОС «Настольная книга музыкального руководителя» Издательство
«Учитель» Волгоград, 2014.
8. М.В.Еремеева, С.В.Еремеев «Все праздники в детском саду» -М.
Гуманитарный изд. Центр, ВЛАДОС 2015 .
Учебно- методический комплект вариативной программы
1. “Мы живем на Урале” образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Толстикова
О.В., Савельева О.В. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.
2. Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста. Мочалова
Л.П., Толстикова О.В.. ИРРО 2008.Екатеринбург. Электронный носитель, папка
«Парциальная программа»
3. «Народные и авторские песни об Урале.» СД-диск.
Наглядные пособия
1. Вилонова В., Минишева Т. – Мир в картинках. Музыкальные инструменты.
М.: «Мозаика – Синтез» 2016
2. Конкевич С. В. - Картотека портретов композиторов. Тексты бесед с
дошкольниками. (Часть 1). С.-.П.: ООО «Детство – Пресс», 2016
3. Судакова Е.А. – «Сказка в музыке» Иллюстрированный материал и тексты
бесед для музыкальных занятий в детском саду. С. – П. «Детство – Пресс» 2015
4.Судакова Е.А. – «Где живёт музыка» Иллюстрированный материал и тексты
бесед для музыкальных занятий в детском саду. С. – П. «Детство – Пресс» 2015
5.Конкевич С.В. «Мир музыкальных образов» С.-.П.: ООО «Детство – Пресс»,
2013
3.4. Требования и показатели организации образовательного процесса
Музыкальные занятия проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий:
в первой младшей группе - 10 минут,
во второй младшей группе – 15 минут,
в средней группе – 20 минут,
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной группе 30 минут.
Расписание музыкальных занятий
Понедельник
33
09.00 – 09.15 – Младшая группа №3
09.25 – 09.40. – Младшая группа №4
09.50 – 10.10 –
Средняя группа № 5
Среда
09.00 – 09.15 – Младшая группа №4
09.25 – 09.40. – Младшая группа №3
09.50 – 10.10 –
Средняя группа № 5
34