Консультация для родителей по ПДД «Дорога. Ребенок. Безопасность»

06.12.2020

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаше всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к этому незнание ими основ правил дорожного движения, и безучастное отношение самих взрослых к собственному поведению на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста не осознают реальных опасностей на дороге. Не умеют еще правильно определять расстояние до приближающейся машины, ее скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость, считая вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять веселую игру.

 

Сегодня мы с вами вместе попробуем ответить на вопрос: как избежать опасностей на дороге.

 

Начиная с раннего детства, ребенок должен получит азы дорожной культуры. Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство — дети дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?

 

 Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот, с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

 

Рост ребенка — серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге.

 

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

 

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

 

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с не большой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров — легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

 

Все перечисленные особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

 

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте — это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

  • рассеянное внимание
  • забывание правил поведения на улице
  • снижение обзора во время непогоды
  • поднятого воротника капюшона
  • плохое состояние дорожного покрытия
  • эмоциональное состояние
  • отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
  • более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной — 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет
  • время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до действия)значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0, 8 с, а у дошкольника 1,3-1, 5 с;
  • чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).


Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

  • переход проезжей части дороги
  • посещение магазинов и образовательных учреждений
  • подвижные игры около дорог
  • езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог
  • игры с наступлением темноты
  • ослепление фарами
  • зимнее состояние дорожного покрытия
  • яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»
  • буксирующее рядом с ребенком транспортное средство
  • несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.


Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил — дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

 

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых — доступно разъяснить правила ребенку.

 

Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

 

Навык — это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически.

 

Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

 

Знания — это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.

 

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

 

Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.Хочу такой сайт

 

В условиях детского сада на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.

 

Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.

 

Задача взрослого — дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.

 

Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге — главная задача воспитателя.

 

Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки. Как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.

 

В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научите читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.

 

«Если ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая».

 

Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших, братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают, особенно мама и папа, — правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером, всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.

 

Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, не может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. А если происходит наоборот? В любом случае ребенок в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. И, если так сделали мама или папа — значит, так надо делать всегда.

 

Вы закладываете положительное или отрицательное отношение и привычки к правилам безопасного поведения на дороге.


Так же поговорим о правилах на железной дороге.

Для взрослых весна и лето - пора отпусков, а для школьников - время каникул. И именно в это время от родителей требуется повышенное внимание к поведению детей на транспорте. Не только потому, что предстоит путешествие на поезде, но и потому, что железная дорога как магнит тянет к себе любопытных тинейджеров.

 

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

 

Весной и летом количество травматизма на транспорте увеличивается или это не зависит от времени года?

 

- Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

 

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

 

- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

 

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

 

- Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

 

- Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

 

- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

 

- Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

 

- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

 

- Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

 

- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

 

- Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

 

- Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах - проблема не только и не сколько плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности?

 

- К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях.

 

Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Я не говорю сейчас о том, сколько средств тратит дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.

 

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2020

Дата обновления: 06.12.2020

Дата публикации: 06.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».