06.03.2024
Консультация для родителей
"Как научить ребенка пересказывать текст"
Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст,
родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного
обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако
большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для
обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.
Организуя специальные
игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка
пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания,
мышления, воображения исвязной речи.
Для того чтобы
пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок
должен уметь:
1. внимательно
прослушать текст;
2. понять
его смысл;
3. запомнить
последовательность событий в сюжете произведения;
4. запомнить
авторские или народные обороты речи;
5. осмысленно
рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску
событий.
Чтобы ребенок успешно
освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в
игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.
Произведения для
пересказа
Ребенку сложно будет
пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому
тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной
последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и
поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный
характер, несет некий моральный опыт малышу.
До 6 лет нежелательно
использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве
основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.
Подходящими под эти
требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина,Толстого,Ушинского
и др.
Виды пересказов
По своему виду пересказ
может быть:
·
Близко
передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
·
Сжатый
или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и
коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
·
С
творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от
изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в
поворотной точке сюжета.
·
С частичной
перестановкой текста.
Первый вариант является
основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться,
ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям
помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества
у ребенка.
С 5-6 лет необходимо
тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является
важным навыком в школьном возрасте.
На что стоит обращать
внимание, когда ребенок пересказывает текст?
Самое главное требование
– это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не
повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям
относятся:
·
последовательность
изложения;
·
отсутствие
значительных пропусков, которые искажают сюжет;
·
использование
характерных речевых оборотов;
·
плавность
речи;
·
соответствие
эмоционального сопровождения сюжету произведения.
Конечно же, это некий
идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый
сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это
нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и
речь малыша станет связной и насыщенной.
Первое, с чем
сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это
бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном
существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей,
необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и
деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.
На первых порах, пока у
вас не выстроилась собственная схема
занятий, вы можете пользоваться следующей:
1. Вначале
необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про
главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
2. Далее
предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
3. Задаем
вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в
произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на
характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на
использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
4. Предупреждаете
ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете
произведение;
5. Ребенок
пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или
последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
6. Хвалим
ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация,
лепка, поделка и пр)
Пересказ в 5-6 лет
При успешном овладении
навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для
ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.
Более сложным заданием
будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное
от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.
Для этого после
первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на
главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается
кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно,
о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас
останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название
главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4
до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь
попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не
вдаваясь в подробности.
В этом возрасте
используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что?
какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку
понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.03.2024
Дата обновления: 06.03.2024
Дата публикации: 06.03.2024