14.10.2022
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром
в старшей группе
Тема: «С чего начинается Родина»
Цель: Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания поделиться этими знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.
Материал и оборудование: Большие листы бумаги с изображением «схемы» дерева (один для воспитателя и на каждого ребенка). Фланелеграф. Семейные фотографии. Пирамида.
Ход занятия
Воспитатель. У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей — наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся позже. А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками?
Дети. Бабушек, дедушек, мам, пап...
Воспитатель. Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Ответы детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?
Дети. Бабушка, дедушка. Потому что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем.
Воспитатель. Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители — вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?
Дети. Родителями.
Воспитатель. Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?
Дети.
Семья — это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными.
За все их заслуги, за все их дела!
Г лаза материнские нас согревают.
Как солнца сиянье, они горячи,
Забота родных - как солнца лучи!
Воспитатель. Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец! Юля, надень на палочку первое кольцо — это твои прабабушка и прадедушка. Как можно назвать следующее кольцо?
Юля. Дедушка и бабушка. (Надевает следующее по размеру кольцо.)
Воспитатель. Правильно. А какое кольцо следующее и как мы назовем?
Саша. Мы назовем его мама и папа (Надевает следующее, меньшее меру кольцо.)
Воспитатель. А вот это кольцо — ты сама, Юля (надевает кольцо). У меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро Юля вырастет...
Дети. Может быть, это кольцо — будущие Юлины дети?
Воспитатель. Правильно! И что же у нас получилось?
Дети. Пирамида.
Воспитатель. А на чем держатся верхние кольца?
Дети. На самом большом кольце.
Воспитатель. Помните, как мы его назвали?
Дети. Прадедушка и прабабушка.
Воспитатель. Давайте вспомним стихи о наших бабушках.
Дети читают стихи: «...Очень бабушку мою, маму мамину люблю...» (Н. Голь); «Песенка о бабушкиных ладонях» (Г. Григорьев); «Моя бабушка» (С. Капутикян).
Воспитатель. По пирамиде можно рассказать о родстве Юли или любого другого человека. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева. И называлось оно генеалогическим древом.
Я, как и вы, принесла фотографии моих родственников. А еще я принесла изображение дерева (прикрепляет его к фланелеграфу). У вас на столах лежат такие же картинки. Давайте составим генеалогические древа наших родов. Я буду работать с фланелеграфом, а вы — своими столами. Вот эти — самые старые и пожелтевшие от времени — фотографии прабабушки и прадедушки. Располагаю их там, где на схеме обозначены корни дерева. И т. д. (Дети вслед за воспитателем выклады-свои генеалогические древа.) А давайте разомнемся. (Проводит-физкультминутка.) Отдохнули, размялись, а теперь посмотрите на ваши и скажите, кто хочет рассказать о своем роде? Вспомните, где ваши родственники, чем они занимаются? (Слушаем ответы нескольких детей.) Видите, как интересно!
Если возникнет желание, после занятия расскажите о вашем роде кому-нибудь из друзей. Вечером возьмите схему дерева и фотографии домой и попросите мам и пап, дедушек и бабушек продолжить составление истории вашего рода. Как называется страна, где вы родились?
Дети. Родина, Россия.
Воспитатель. Правильно! Наша Родина — Россия. В России живет очень много родов людей. Все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вы любите своих родственников, родных вам людей, бережете их и заботитесь о них, так же вы должны относиться и к своей Родине. А какие стихи о Родине вы знаете?
Дети (по желанию) читают стихи «Дума о России» (Д. Кедрин); «Москва—Россия» (П. Асеев); «Песня о Родине» (И. Садофьев).
Воспитатель. Молодцы! Сегодня вы рассказали очень много интересного о своих родных, замечательно прочли стихи. Спасибо!