Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина»

14.10.2022

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим миром

в старшей группе

Тема: «С чего начинается Родина»

 

Цель: Формирование чувства патри­отизма путем осмысления таких поня­тий, как род, родители, Родина. Вос­питание чувства долга и любви к ближним. Пробуждение интереса к ис­тории своего рода и желания поделить­ся этими знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.

Материал и оборудование: Большие листы бумаги с изображением «схемы» дерева (один для воспитателя и на каждого ребенка). Фланелеграф. Семейные фотографии. Пирамида.

Ход занятия

Воспитатель. У всех дома есть се­мейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей — наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся позже. А сейчас поду­майте и ответьте: кого называют родственниками?

Дети. Бабушек, дедушек, мам, пап...

Воспитатель. Правильно! Родствен­никами называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Ответы детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?

Дети. Бабушка, дедушка. Потому что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разны­ми вопросами. Они советуют, как по­ступить в трудных случаях, помогают во всем.

Воспитатель. Верно. А еще мы ува­жаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши роди­тели — вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рожде­нием?

Дети. Родителями.

Воспитатель. Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?

Дети.

Семья — это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными.

За все их заслуги, за все их дела!

Г лаза материнские нас согревают.

Как солнца сиянье, они горячи,

А руки отца от беды заслоняютХочу такой сайт

Забота родных - как солнца лучи!

Воспитатель. Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец! Юля, надень на палочку первое кольцо — это твои прабабушка и прадедушка. Как можно назвать следующее кольцо?

Юля. Дедушка и бабушка. (Надевает следующее по размеру кольцо.)

Воспитатель.  Правильно. А какое кольцо следующее и как мы назовем?

Саша. Мы назовем его мама и папа (Надевает следующее, меньшее меру кольцо.)

Воспитатель. А вот это кольцо — ты сама, Юля (надевает кольцо). У меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро Юля вырастет...

Дети. Может быть, это кольцо — будущие Юлины дети?

Воспитатель. Правильно! И что же у нас получилось?

Дети. Пирамида.

Воспитатель. А на чем держатся верхние кольца?

Дети. На самом большом кольце.

Воспитатель. Помните, как мы его назвали?

Дети. Прадедушка и прабабушка.

Воспитатель. Давайте вспомним стихи о наших бабушках.

Дети читают стихи: «...Очень ба­бушку мою, маму мамину люблю...» (Н. Голь); «Песенка о бабушкиных ла­донях» (Г. Григорьев); «Моя бабушка» (С. Капутикян).

Воспитатель. По пирамиде можно рассказать о родстве Юли или любого другого человека. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева. И называлось оно генеалогическим дре­вом.

Я, как и вы, принесла фотографии моих родственников. А еще я принесла изображение дерева (прикрепляет его к фланелеграфу). У вас на столах лежат такие же картинки. Давайте составим генеалогические древа наших родов. Я буду работать с фланелеграфом, а вы — своими столами. Вот эти — самые старые и пожелтевшие от времени — фотографии прабабушки и прадедушки. Располагаю их там, где на схеме обозначены корни дерева. И т. д. (Дети вслед за воспитателем выклады-свои генеалогические древа.) А давайте разомнемся. (Проводит-физкультминутка.) Отдохнули, размялись, а теперь посмотрите на ваши и скажите, кто хочет рассказать о своем роде? Вспомните, где ваши родственники, чем они занимаются? (Слушаем ответы нескольких ­детей.) Видите, как интересно!

Если возникнет желание, после занятия расскажите о вашем роде кому­-нибудь из друзей. Вечером возьмите схему дерева и фотографии домой и попросите мам и пап, дедушек и бабушек продолжить составление ис­тории вашего рода. Как называется страна, где вы родились?

Дети. Родина, Россия.

Воспитатель. Правильно! Наша Ро­дина — Россия. В России живет очень много родов людей. Все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вы любите своих родствен­ников, родных вам людей, бережете их и заботитесь о них, так же вы должны относиться и к своей Родине. А какие стихи о Родине вы знаете?

Дети (по желанию) читают стихи «Дума о России» (Д. Кедрин); «Мос­ква—Россия» (П. Асеев); «Песня о Родине» (И. Садофьев).

Воспитатель. Молодцы! Сегодня вы рассказали очень много интересного о своих родных, замечательно прочли стихи. Спасибо!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».